Крестовоздвиженская церковь в Омске

 (400x360, 158Kb)

Престол в честь Божией Матери «Утоли мои печали» был освящен 12 февраля 1896 г.
Дата постройки: сооружалась с 1865 по 1870 г.
Приделы пристроены в 1990 г.
Средства: Сбор денег на постройку храма осуществлял протоиерей Стефан Знаменский. Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени. Наибольший вклад внес крещеный казах Г.П. Андреев.
Архитектор: по проекту и под наблюдением замечательных омских архитекторов Ф.Ф. Вагнера, К. Лазарева и Э.И. Эзета. До недавнего времени авторство приписывали К. Лазареву, потому что его назвал автором проекта В.И. Кочедамов в книге об Омске. Сравнение чертежей Вагнера и Лазарева с обликом здания показывает, что был воплощен проект Ф.Ф. Вагнера, учитывая незначительные изменения, внесенные архитекторами К. Лазаревым и Э. Эзетом. Первоначальный проект принадлежал старшему городовому архитектору Ф.Ф. Вагнеру, выполнившему предварительную смету и чертежи в ноябре 1861 — январе 1862 года. Только в 1863 г. проект был «улучшен в некоторых частях» в Санкт- Петербурге в Департаменте Проектов и Смет архитектором-художником К. Лазаревым. [more=Читать далее >>]
Строители: Сооружалась церковь «под наблюдением по технической части» омским городовым архитектором Э.И. Эзетом. Ф.Ф. Вагнер и В.К. Гейде в мае 1870 г. освидетельствовали постройку. Подрядчиком выступил Г.П. Андреев. Техническую помощь ему оказывали военные инженеры полковники Елисеев и Кокоулин.
Место: Вопрос «удобства» нового места был обусловлен возможностью стать прихожанами церкви жителям двух форштадтов. Генерал-губернатор Западной Сибири А.О. Дюгамель выбрал для этого на границе Кадышевского и Бутырского форштадтов «свободную площадь». Улица на которой стоял храм получила название Воздвиженской (совр. ул. Рабиновича) – на пересечении с ул. Тарской.
Описание: В проекте Ф.Ф. Вагнером был использован тип двухчастного храма, состоящего из помещения самой церкви с полукруглой апсидой и притвора с ярусной колокольней, расположенных на одной оси. Основной объем имел в плане форму квадрата и конструктивно решался по традиционному принципу четырехстолпного сооружения с несущими наружными стенами. Столбы воспринимали часть распора коробовых сводов перекрытия и через систему парусов и подпружных арок нагрузку от восьмигранного барабана, увенчанного куполом. Сам купол перекрывался восьмилотковым сомкнутым сводом, а снаружи очертанием кровли напоминал изогнутые крыши сооружений позднего немецкого Возрождения. Демонстрируя ренессансное поэтажное размещение ордера, по всему периметру здания, во втором ярусе колокольни и на барабане купола располагались одиночные и спаренные дорические пилястры. Оконные и дверные проемы проектировались арочными. В тимпанах применены люкарны. Конкретно-образное стилевое звучание должны были усиливать высокие порталы с многоступенчатыми лестницами, организованными с трех сторон здания. Арка портала объединяла входную дверь и выше расположенные сдвоенные окна. Оформление последних большим и малыми архивольтами с медальоном между ними было заимствовано из архитектуры раннего Ренессанса. Символическое значение трехкратного ритмического повтора арок подчеркивал раскрепованный фронтон, возвышавшийся над порталом. В его тимпане предполагался медальон с изображением Христа. Мы не будем останавливаться на изменениях внесенных в проект Лазаревым, так как они, за исключением некоторого упрощения декора, не были воплощены.
Главы — на куполе, алтаре, приделах и колокольне, кресты восьмиконечные.
Декоративные элементы: Стены гладкие с пилястрами, сложный карниз. Окна полуциркульные оформлены наличниками, над восьмидольным куполом восьмигранный фонарик, завершенный сложным восьмидольным куполочком. По «ребрам» купола металлический растительный декор с позолотой. Главы и кресты позолочены.
Колокольня: трехъярусная, проемы арочные, ярусы звона восьмигранные с арочными проемами.
Размеры: в длину – 34,8 м, в ширину – 21,6 м (с приделами 1990 г. – 37,2 м) .
Интерьер: Окончательно интерьер церкви сформировался в начале 1900-х годов, когда были выполнены росписи стен по образцу собора Святого Владимира в Киеве. На стенах храма росписи масляными красками в 1990-е гг. покрыты лаком.
Иконостас: в «русском» стиле, пятиярусн

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.