История омского академического театра драмы

В 1872 году по предложению военного генерала-губернатора Колпаковского в уездах Акмолинской области и в Омске была открыта подписка на устройство постоянного театра, так как Городская Дума средств на это не отпускала (дело Акмолинского областного правления хранится в Центральном государственном архиве Казахстана, ф. 369, д. 774 по старой описи ). В 1873 году было собрано две тысячи рублей. В комиссию по строительству вошли чиновники, виднейший купец Быков, арендатор городской рощи, где было решено строить театр, и архитектор Э.И.Эзет. В мае 1874 года по проекту Эзета было выстроено первое (деревянное) здание театра, в котором начала работу первая профессиональная актерская труппа.

С появлением театра, как сообщают газеты, в городской роще стало многолюднее. Омские чиновники и военные отрывались от карточных столов и азартно набрасывались на театральные развлечения. Эти развлечения стали привычкой, и когда в конце 1877 года театр сгорел, представления стали идти в военном манеже, Общественном собрании. В 1882 году был выстроен новый театр на месте прежнего, здание оказалось небезопасным в пожарном отношении и было снесено в 1891 году. В Омск приезжали мастера российской сцены: Гликерия Федотова (1897 г.), Роберт и Рафаил Адельгеймы (первые гастроли – 1899 г.), Александра Яблочкина (1902 г.), Мамонт Дальский (1904 г.). Как, впрочем, и видные антрепренеры провинции: П.П.Медведев ( в Омске в 1885 г. держал первую антрепризу), Г.К.Невский, Н.И.Дубов.

В 1898 году появился театр-цирк, выстроенный купцом П.К.Сичкаревым на берегу Оми – деревянное, неудобное, грязное здание с ареной, амфитеатром и залом на 800 человек. Фельетонисты воздавали «Сичкаревке» по заслугам и от имени интеллигенции требовали построить настоящий театр.

1898 год. «НАСТОЯЩИЙ ТЕАТР» – ЗДАНИЕ

 (324x177, 38Kb)
В 1898 году Дума объявила конкурс на проект здания городского театра. Был выбран проект Иллиодора Геннадиевича Хворинова, гражданского инженера (с 1901 по 1912 годы городского архитектора). В июле 1901 года состоялась закладка фундамента на Базарной площади Омска; основные работы завершены к 1902 году, но отделка деталей, установка отопления и электрического освещения, оборудование сцены затянулись до середины 1905 года. В 1912 году кирпичное здание театра отштукатурили; к 1915 году были завершены лепные и скульптурные работы: установка в нишах бюстов Л.Н.Толстого и А.П.Чехова; на фронтоне – скульптуры «Крылатый Гений» (автор – скульптор В.Винклер).

1898 год. «НАСТОЯЩИЙ ТЕАТР» – ЗДАНИЕ 2

Здание театра отмечено чертами эклектики: при создании здания в стиле классицизма архитектор использовал барочные мотивы: сложность объемов, башенки с окнами – люкарнами. Почерк Хворинова в спаренных полуколоннах, парусной башне, сложном аттике, балюстраде.

В новом театре с 1905 по 1908 год работали антрепренер Е.М.Долин и режиссер И.И.Белоконь, приверженцы метода Московского Художественного театра. 24 сентября (по старому стилю) 1905 год комедией Н.В.Гоголя 'Ревизор' они открыли первый сезон в новом здании городского театра (в роли Хлестакова – Е.М.Долин). В репертуаре их труппы – пьесы М.Горького. После Долина антрепризу в Омске держали:

1908 – 1911 годы – Н.Д.Кручинин
1911 – 1914 годы – Д.О.Заречный
1914 – 1917 годы – Н.И.Дубов
1917 – 1918 годы – Г.К.Невский

Последним антрепренером на омской сцене стал П.П.Медведев (1918 – 1920 годы). В его труппе работали такие талантливые актеры, как: Г.А.Себастьянов, В.В.Гарденин, В.В.Васильчикова, О.В.Невская, В.Н.Соломина, М.В.Аркадьев, Н.Е.Максимов, Б.Г.Артаков. В репертуре: 'Анна Каренина' и 'Живой труп' Л.Н.Толстого; 'Без вины виноватые', 'Гроза', 'Таланты и поклонники' А.Н.Островского; 'Горе от ума' А.С.Грибоедова, 'Ревизор' Н.В.Гоголя.

1920 – 1931 годы. НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ – СМЕНА ИМЕН

В феврале 1920 года в соответствии с декретом Совнаркома «Об объединении театрального дела» Омский драматический театр был объявлен национальным достоянием. За три сезона он трижды менял название: в 1919 – 1920 годах – Большой театр (в отличие от Малого); 1920 – 1921 годы – Первый государственный советский театр; 1921 – 1922 годы – Сибирский государственный театр.

Наиболее интересна деятельность Сибирского государственного театра. Он объявил себя «академическим» и видел свою задачу в культурно-просветительской работе среди населения. Но на этот театр возлагались гораздо более важные задачи. Омск в это время являлся административным, политическим и ку
льтурным центром Сибири, и Сибирский государственный задумывался как художественно-показательный театр для всех сибирских городов.

Творческий состав насчитывал 118 человек. Из них: 31 – драматические артисты, 10 – балет, 24 – хор, 21 – солисты. Сибирский государственный ставил оперы: «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Кармен», «Севильский цирюльник», «Паяцы», «Сельская честь» и драматические спектакли: «Гроза», «Василиса Мелентьева» А.Н.Островского, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Дон-Жуан» Ж. -Б.Мольера и другие. С перемещением административного центра Сибири из Омска в Новониколаевск он перестал существовать.

В Первом государственном советском театре дела шли неважно, в сезон 1923 – 1924 годов драматическая труппа распалась, в здании работали актеры оперетты. В следующие сезоны новый художественный руководитель К.Э.Олигин и главный режиссер Г.К.Невский, чтобы возродить интерес к театру, приглашают на постановки поэта и драматурга Василия Каменского, который выпускает спектакли по своим пьесам «Емельян Пугачев» и «Пушкин и Дантес», а также П.Н.Орленева, играющего «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского и драму «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого с омской труппой.

В 1927 — 1930 годах главный режиссер Б.Г.Артаков с труппой из 29 актеров (в их числе: С.М.Муратов, А.В.Милославский, С.М.Комиссаров) ставят пьесы советских авторов: «Любовь Яровую» К.Тренева, «Шторм» В.Билль-Белоцерковского, «Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова, «Разлом» Б.Лавренева. Неподвижная коробка сцены заменяется кругом (первый спектакль на кругу – «Рельсы гудят»В.Киршона– октябрь 1929 года).

С 12 января 1930 года по 30 марта 1931 года в здании городского театра работал СТАМ – Сибирский театр актерского мастерства, прибывший из Новосибирска (по плану «комбинированного» обслуживания сибирских городов Управления зрелищными предприятиями сибирского края). В труппе: Л.Н.Колобов, М.Л.Курский, А.А.Дружинина, Б.А.Терентьев, Д.М.Манский. В репертуаре: «Без вины виноватые» А.Н.Островского, «Хлеб» В.Киршона, «Выстрел» А.Безыменского, «Поэма о топоре» Н.Погодина, «Огненный мост» Б.Ромашова. Ведущий режиссер – С.Н.Воронов.

1931 – 1941 гг. Рождение стационарного театра и формализм

С 1931 по 1941 годы главным режиссером Омского театра был заслуженный артист РСФСР В.Ф.Торский. Он фактически стационировал свой театр, труппа которого в основном состояла из актеров бывшего московского театра Корша. В ней были вокалисты, оркестр, хор, балетная труппа и театральное училище. Сохраняя преимущество за драматическими спектаклями, омский театр выпускал и оперетты. В сезон 1934 – 1935 годов на его афишах появилось наименование: 2-й Западно-Сибирский Синтетический театр. Однако театр обвинили в формализме: в конце 30-х годов началось искусственное сужение диапазона художественных средств, грубое администрирование. В театре начали искать «вредную идеологию», многие его работники были репрессированы, в том числе ведущие актеры И.К.Чечет и В.И.Владимиров.

«Борьба за единый художественный метод», «за повышение идейно-творческого качества спектакля» вела к тому, что режиссеры стремились остро очертить социальные конфликты, показать классовые группы, разоблачить врагов революции, воплотить на сцене образы «носителей» коммунистической идеи. Главное место в репертуаре 1938 –1941 годов занимают пьесы М.Горького, а также спектакли о В.И.Ленине — «Человек с ружьем» и «Кремлевские куранты» Погодина, «Ленин в 1918» А.Каплера и Т.Златогоровой. Роль Ленина играл актер Н.Н.Колесников.

1941 – 1945 годы. ОМСКИЙ ТЕАТР В ГОДЫ ВОЙНЫ

С началом Великой Отечественной войны труппа изменилась. Возглавили ее Л.С.Самборская, художественный руководитель театра, блистательная актриса и прекрасный организатор, и Н.И.Шевелев, главный режиссер. Омский театр этого времени – театр самобытных актеров. В нем работают Л.Н.Колобов, М.Н.Потоцкий, Н.Н.Колесников, П.С.Некрасов, Т.И.Найденова, В.С.Кряжева, В.Э.Спроге, М.М.Иловайский, Е.А.Кузнецова, Т.Э.Дымзен, А.Ф.Теплов. Оказался в нем и художник Н.А.Меньшутин, своим оформлением спектакля «Любовь Яровая» в Московском Малом театре вошедший в историю советского искусства. В репертуаре: «Фландрия» В.Сарду, «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьева, «Давным-давно» А.Гладкова, «Парень из нашего города» К.Симонова.

В 1942 году появляется самый значительный спектакль – «Нашествие» Л.Леонова – о подвиге русских людей в годы испытаний. Его поставил режиссер Московского театра имени Евгения Вахтангова Б.Е.Захава. Вахтанговцы работали в одном здании с омским коллективом с ноября 1941
по август 1943 года. Здесь родились их великие спектакли: «Олеко Дундич» А.Ржешевского и М.Каца, «Фронт» А.Корнейчука, «Русские люди» К.Симонова, «Сирано де Бержерак» Э.Ростана. Четыре дня в неделю шли спектакли вахтанговцев, остальные три принадлежали омской труппе. Были названия совпадавшие, но омичи со временем перестали их сравнивать и ходили на них как на разные спектакли. Влияние вахтанговцев на омский коллектив было тонким, но оно дало свои результаты в работе актеров, режиссеров.

Как и вахтанговцы, омские актеры выезжали в 1944 году с концертными бригадами на фронт (две бригады), выступали в госпиталях, мобилизационных пунктах, на селе. Отмечая художественные достижения театра, его морально-политическую роль, 8 апреля 1945 года Всесоюзный комитет по делам искусств решил перевести Омский драматический театр в первый тарифный пояс.

1945 – 1968 годы. СПАСЕНИЕ В КЛАССИКЕ

В 1945 – 1952 годы в театрах России синонимом реалистического искусства стало правдоподобие, сложные жизненные ситуации подменялись схематизмом, отрицательную роль играла «теория бесконфликтности». Выход из творческого кризиса Омский театр искал, обращаясь к классике. В «Лесе» А.Н.Островского центральные роли играли М.Н.Потоцкий (Несчастливцев) и П.С.Некрасов (Счастливцев); в «Дубровском» А.С.Пушкина и «Горе от ума» А.С.Грибоедова – В.Я.Дворжецкий.

В 1954 году главный режиссер Л.М.Меерсон, ученик С.М.Михоэлса, поставил ансамблевый, психологически насыщенный спектакль «Власть тьмы» Л.Н.Толстого (Анисья – Е.А.Головина, Матрена – П.Н.Майская, Петр – Н.И.Слесарев) и буффонный «Доктор философии» Б.Нушича – с В.И.Раутбартом.

Новую творческую энергию в омский театр вдохнули главные режиссеры С.Ф.Владычанский (1956 – 1958 годы), Ю.А.Альховский (1958 – 1963 годы), Е.Р.Хигерович (1963 – 1966 годы). Со спектаклем «В старой Москве» В.Пановой в постановке С.Ф.Владычанского омские актеры побывали впервые в Москве, на 2-ой театральной весне (1958 год). Обновляется труппа театра. Ее пополняют молодые актеры: Б.М.Каширин, Л.Б.Борисова, А.А.Кржечковская, К.Г.Барковская, Е.А.Аросева, И.А.Грачева, Г.М.Яшунский, С.В.Мишулин, В.И.Улик, Е.Н.Романенко, В.Г.Канунникова. Значительные работы появляются у зрелых мастеров. И.Г.Баратова играет Филумену в пьесе Эдуардо де Филиппо и хозяйку Нискавуори в «Каменном гнезде» Х.Вуолийоки; Л.Г.Лепорская — мамашу Кураж в пьесе Б.Брехта; А.Ф.Теплов – Крутоярова в «Верности» Н.Погодина (все постановки Е.Р.Хигеровича); С.В.Филиппов – зловещего, фанатичного Старика в пьесе М.Горького.

1968 – 1989 годы. СМЫСЛ СПЕКТАКЛЯ – В ЛИЧНОСТИ АКТЕРА

Процесс взаимодействия и синтеза творческих течений, стилей, жанров развивался и при главных режиссерах Я.М.Киржнере (1968 – 1977 годы), А.Ю. Хайкине (1977 – 1985 годы), Г.Р.Тростянецком (1985 – 1987 годы). В их спектаклях многие актеры приходили к своему «звездному часу». В спектакле «Так начиналась легенда» Я.Киржнера и А.Мозгунова сыграл Дмитрия Карбышева А.И.Щеголев. Он же впервые в истории русского театра воплотил сценический образ Л.Н.Толстого в «Ясной Поляне» Д.Орлова (оба спектакля поставлены Я.Киржнером). Подлинно ансамблевым спектаклем стала «Солдатская вдова» омского драматурга Н.Анкилова (1973 год – режиссер Я.М.Киржнер, актеры В.И.Прокоп, Б.М.Каширин, Т.А. Ожигова награждены Государственной премией РСФСР имени К.С.Станиславского). Т.А.Ожигова сыграла свои «звездные» роли в спектаклях Хайкина «Орфей спускается в ад» Т.Уильямса (Лейди), Ю.О'Нила (Абби), «Гроза» А.Н.Островского (Катерина), «С вечера до полудня» В.Розова (Нина), «Царская охота» Л.Зорина (княжна Тараканова).

Б.М.Каширин сотрудничал со многими режиссерами. На омской сцене он сыграл Иоанна Грозного в пьесе А.Толстого, Цыганова в «Варварах» и Луку в «На дне» М.Горького, Фому Опискина в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М.Достоевского. Вершины творчества Н.Д. Чонишвили – Сирано в пьесе Э.Ростана и царь Борис («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Борис» А.Толстого), Агабо Богверадзе в спектакле «Пока арба не перевернулась» О.Иоселиани.

А лучшие роли Е.И.Псаревой – Анна в «Последнем сроке» В.Распутина (режиссер – В.И.Симановский) и Мод в «Гарольд и Мод» К.Хиггинса (режиссер В.В.Кокорин).

В 1983 году омскому драматическому театру было присвоено звание «Академический». К этому времени он стал одним из ведущих творческих коллективов России. В 1985 году событием стал спектакль «У войны – не женское лицо» С.Алексиевич в постановке Г.Р.Тростянецкого (Государственная премия РСФСР имени К.С.Станиславского была присуждена режиссеру Г.Р.Тростянецкому, актрисам Е.И.Псаревой, Н.В.Надеждиной, К.Г
.Барковской, Н.И.Василиади).

Однако в 1987 году покидает пост директора театра М.Н.Ханжаров (занимал эту должность с 1962 года), в Москву уезжает Г.Тростянецкий. Многие мастера сцены уходят из жизни. Необходимы были колоссальные усилия, чтобы удержать и художественный уровень и зрителя.

1989 – 2000 годы. ОТКРЫТИЕ МИРА

В 1989 году, директором Омского академического театра драмы становится Б.М.Мездрич, а главным режиссером – В.В.Кокорин. Труппа и репертуар обновляются. В нее приглашаются молодые актеры. Лидерами становится среднее поколение актеров (Ю.Л.Ицков, В.И.Алексеев, В.И.Прокоп, Н.И.Василиади, М.Ф.Василиади, Н.Л.Живодерова). На постановки из других стран приглашаются интересные режиссеры: И.Цивиньска и Г.Барановский – из Польши, М.Фрид – из Швеции, П.Ланди – из Италии; художники: Санти Миньеко (Италия), Алехандро Луна (Мексика). Непривычная драматургия: Ионеско и Жене, новые жанры – от бард-оперы «Московские кухни» Ю.Кима до «снов» в «Униженных и оскорбленных» Ф.М.Достоевского – проверяют труппу профессионально, обновляют актерские приемы. Чувственная, почти языческая режиссура Л.Я.Стукалова (главный режиссер в 1992 – 1994 годах) в – «Лягушках» Аристофана, «Панночке» Н.Садур; интеллектуальный почерк В.С.Петрова (главный режиссер – с 1994 года) в спектаклях «Натуральное хозяйство в Шамбале» А.Шипенко, «Женщина в песках» К.Абэ, «Живой труп» Л.Н.Толстого, «Академия смеха» К.Митани, «Церемонии зари» К.Фуэнтеса – развивают актеров, придают палитре театра новые краски. Если раньше театр показывал свои спектакли на гастролях в Москве (в 1958, 1970, 1974, 1982 годах) и других городах страны, то с 90-х годов Омский драматический выезжает на многие престижные международные фестивали, часто гастролирует за рубежом. По инициативе Б.М.Мездрича проводится акция «Театральные сезоны Сибири». В рамках этого проекта приглашаются мастера российской сцены – И.Смоктуновский, М.Ростропович, А.Демидова, А.Филиппенко, О.Басилашвили, О.Остроумова, С.Юрский, Н.Тенякова; и интересные творческие коллективы, в том числе из других стран: «Театр Новы» из Польши, Репертуарный театр из г.Милуоки, США; «Бледные лица» из г.Ганновера; театр современного танца «Дженнифер Мюллер Уоркс», США; чешский «Театр на Забрадли»; японский театр «Сэйнендза». Омский театр – один из инициаторов международного семинара «Стратегия и тактика выживания некоммерческого театра». Взаимодействие с другими культурами обогащает омский театр, дает ему новое дыхание, возможность познать себя, расширяет кругозор зрителей. В театре проводятся творческие вечера ведущих актеров, прощания со спектаклями, уходящими из репертуара; устраиваются выставки. На омском телевидении есть постоянная передача о театре «Семнадцатый тост». Благодаря всей этой многоплановой деятельности, время не властно над Омским театром: его зрительный зал всегда полон. 28 мая 1999 года театр отметил свой 125-й день рождения. В этот день под сводами театра собрались самые близкие, самые верные друзья и поклонники, люди, для которых театр стал частью их жизни. Съехались гости со всех концов мира: США и Японии, Германии и Италии, Латвии и Израиля. В этот день было тесно не только в зрительном зале, но и на сцене и за пиршественным столом.

Место на карте
Источник информации и фото

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.