Город Омск. Омский академический театр драмы

омск театр (700x525, 228Kb)

В 1872 году по предложению военного генерала-губернатора Колпаковского в уездах Акмолинской области и в Омске была открыта подписка на устройство постоянного театра, так как Городская Дума средств на это не отпускала (дело Акмолинского областного правления хранится в Центральном государственном архиве Казахстана, ф. 369, д. 774 по старой описи ). В 1873 году было собрано две тысячи рублей. В комиссию по строительству вошли чиновники, виднейший купец Быков, арендатор городской рощи, где было решено строить театр, и архитектор Э.И.Эзет. В мае 1874 года по проекту Эзета было выстроено первое (деревянное) здание театра, в котором начала работу первая профессиональная актерская труппа.

С появлением театра, как сообщают газеты, в городской роще стало многолюднее. Омские чиновники и военные отрывались от карточных столов и азартно набрасывались на театральные развлечения. Эти развлечения стали привычкой, и когда в конце 1877 года театр сгорел, представления стали идти в военном манеже, Общественном собрании. В 1882 году был выстроен новый театр на месте прежнего, здание оказалось небезопасным в пожарном отношении и было снесено в 1891 году. В Омск приезжали мастера российской сцены: Гликерия Федотова (1897 г.), Роберт и Рафаил Адельгеймы (первые гастроли – 1899 г.), Александра Яблочкина (1902 г.), Мамонт Дальский (1904 г.). Как, впрочем, и видные антрепренеры провинции: П.П.Медведев ( в Омске в 1885 г. держал первую антрепризу), Г.К.Невский, Н.И.Дубов.

В 1898 году появился театр-цирк, выстроенный купцом П.К.Сичкаревым на берегу Оми – деревянное, неудобное, грязное здание с ареной, амфитеатром и залом на 800 человек. Фельетонисты воздавали «Сичкаревке» по заслугам и от имени интеллигенции требовали построить настоящий театр.
В 1898 году Дума объявила конкурс на проект здания городского театра. Был выбран проект Иллиодора Геннадиевича Хворинова, гражданского инженера (с 1901 по 1912 годы городского архитектора). В июле 1901 года состоялась закладка фундамента на Базарной площади Омска; основные работы завершены к 1902 году, но отделка деталей, установка отопления и электрического освещения, оборудование сцены затянулись до середины 1905 года. В 1912 году кирпичное здание театра отштукатурили; к 1915 году были завершены лепные и скульптурные работы: установка в нишах бюстов Л.Н.Толстого и А.П.Чехова; на фронтоне – скульптуры «Крылатый Гений» (автор – скульптор В.Винклер).
Здание театра отмечено чертами эклектики: при создании здания в стиле классицизма архитектор использовал барочные мотивы: сложность объемов, башенки с окнами – люкарнами. Почерк Хворинова в спаренных полуколоннах, парусной башне, сложном аттике, балюстраде.
В новом театре с 1905 по 1908 год работали антрепренер Е.М.Долин и режиссер И.И.Белоконь, приверженцы метода Московского Художественного театра. 24 сентября (по старому стилю) 1905 год комедией Н.В.Гоголя 'Ревизор' они открыли первый сезон в новом здании городского театра (в роли Хлестакова – Е.М.Долин). В репертуаре их труппы – пьесы М.Горького. После Долина антрепризу в Омске держали:

1908 – 1911 годы – Н.Д.Кручинин
1911 – 1914 годы – Д.О.Заречный
1914 – 1917 годы – Н.И.Дубов
1917 – 1918 годы – Г.К.Невский

Последним антрепренером на омской сцене стал П.П.Медведев (1918 – 1920 годы). В его труппе работали такие талантливые актеры, как: Г.А.Себастьянов, В.В.Гарденин, В.В.Васильчикова, О.В.Невская, В.Н.Соломина, М.В.Аркадьев, Н.Е.Максимов, Б.Г.Артаков. В репертуре: 'Анна Каренина' и 'Живой труп' Л.Н.Толстого; 'Без вины виноватые', 'Гроза', 'Таланты и поклонники' А.Н.Островского; 'Горе от ума' А.С.Грибоедова, 'Ревизор' Н.В.Гоголя.
В 1989 году, директором Омского академического театра драмы становится Б.М.Мездрич, а главным режиссером – В.В.Кокорин. Труппа и репертуар обновляются. В нее приглашаются молодые актеры. Лидерами становится среднее поколение актеров (Ю.Л.Ицков, В.И.Алексеев, В.И.Прокоп, Н.И.Василиади, М.Ф.Василиади, Н.Л.Живодерова). На постановки из других стран приглашаются интересные режиссеры: И.Цивиньска и Г.Барановский – из Польши, М.Фрид – из Швеции, П.Ланди – из Италии; художники: Санти Миньеко (Италия), Алехандро Луна (Мексика). Непривычная драматургия: Ионеско и Жене, новые жанры – от бард-оперы «Московские кухни» Ю.Кима до «снов» в «Униженных и оскорбленных» Ф.М.Достоев
ского – проверяют труппу профессионально, обновляют актерские приемы. Чувственная, почти языческая режиссура Л.Я.Стукалова (главный режиссер в 1992 – 1994 годах) в – «Лягушках» Аристофана, «Панночке» Н.Садур; интеллектуальный почерк В.С.Петрова (главный режиссер – с 1994 года) в спектаклях «Натуральное хозяйство в Шамбале» А.Шипенко, «Женщина в песках» К.Абэ, «Живой труп» Л.Н.Толстого, «Академия смеха» К.Митани, «Церемонии зари» К.Фуэнтеса – развивают актеров, придают палитре театра новые краски. Если раньше театр показывал свои спектакли на гастролях в Москве (в 1958, 1970, 1974, 1982 годах) и других городах страны, то с 90-х годов Омский драматический выезжает на многие престижные международные фестивали, часто гастролирует за рубежом. По инициативе Б.М.Мездрича проводится акция «Театральные сезоны Сибири». В рамках этого проекта приглашаются мастера российской сцены – И.Смоктуновский, М.Ростропович, А.Демидова, А.Филиппенко, О.Басилашвили, О.Остроумова, С.Юрский, Н.Тенякова; и интересные творческие коллективы, в том числе из других стран: «Театр Новы» из Польши, Репертуарный театр из г.Милуоки, США; «Бледные лица» из г.Ганновера; театр современного танца «Дженнифер Мюллер Уоркс», США; чешский «Театр на Забрадли»; японский театр «Сэйнендза». Омский театр – один из инициаторов международного семинара «Стратегия и тактика выживания некоммерческого театра». Взаимодействие с другими культурами обогащает омский театр, дает ему новое дыхание, возможность познать себя, расширяет кругозор зрителей. В театре проводятся творческие вечера ведущих актеров, прощания со спектаклями, уходящими из репертуара; устраиваются выставки. На омском телевидении есть постоянная передача о театре «Семнадцатый тост». Благодаря всей этой многоплановой деятельности, время не властно над Омским театром: его зрительный зал всегда полон. 28 мая 1999 года театр отметил свой 125-й день рождения. В этот день под сводами театра собрались самые близкие, самые верные друзья и поклонники, люди, для которых театр стал частью их жизни. Съехались гости со всех концов мира: США и Японии, Германии и Италии, Латвии и Израиля. В этот день было тесно не только в зрительном зале, но и на сцене и за пиршественным столом.

Источник: http://www.omskdrama.ru/wwwroot/index.php?gid=112&pid=40
Фото с сайта: http://wbuilder.narod.ru/html/urok1/pr1.files/pr1.gif

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.