Город Омск. Успенский кафедральный собор

 (503x480, 56Kb)

Название: Успенский кафедральный собор в г. Омске. Приделы: во имя Николая Чудотворца, для увековечивания посещения города будущим императором, и Святой Равноапостольной Марии Магдалины в честь императрицы Марии Федоровны.
Архитектор: Эрнест Францевич Виррих (1860-после 1949).
Дата постройки: 1891 – 1898 гг. Собор был освящен 9 сентября 1898 года.
Строители: Руководил строительством К.А. Лешевич, а после его отъезда, с 14 октября 1897 года новый областной инженер А.С. Эйнарович.
Средства: Пожертвования, собранные на расширение Воскресенского собора, государственные средства, средства Святейшего Синода, личные пожертвования императора Николая II. В 1898 году Государственное Казначейство выделило 10000 рублей, императором было послано 5000 рублей, затем, им был передан для собора комплект высокоценной напрестольной утвари. Всего на сооружение и украшение храма было потрачено 125000 рублей.
Место: находился в центре города, в бывшей городской роще, между улицами Тарской, Александровской, Казнаковской (совр. ул. Тарской, Интернациональной, Ленина).

Описание: Имевшая сложное объемно-планировочное решение церковь сохранила традиционную композицию – алтарь, храм, трапезная, притвор с колокольней. Храм был пятиглавым, с характерным для России доминированием главной главы. Кирпичная, на высоком цокольном этаже, в форме «корабля», крестообразная в плане. Над храмом пятиглавие: шлемовидные купола на цилиндрических барабанах, прорезанных арочными окнами, над алтарем пятигранная конха, над трапезной двухскатная кровля. Фонарь над куполом восьмигранный с окнами, пилястрами на углах, такой же фонарь на колокольне, с пояском или перехватом вверху. Главы — на куполе, алтаре, приделе и колокольне, кресты восьмиконечные.
Декоративные элементы: Восхищает богатство художественных приемов в украшении храма. Насыщенность декоративного узорочья вторит образцам московского зодчества XVII века. Стены имеют руст в цокольной части здания, поле стены украшено нишами, поребриками, лопатками, сложные карнизы имеют несколько ярусов. Полуциркульные окна оформлены наличниками. На окнах I этажа металлические решетки. Величественность храма, полихромный колорит, красота декора производили огромное впечатление на видевших его людей.
Колокольня: трехъярусная, оконные проемыпрямоугольные, ярус звона восьмигранный с арочными проемами, завершены килевиднампокрытием. Высокий шатер имеет декорированные окошечки. Луковичная главка на тонкой цилиндрической шейке.
Интерьер: В интерьере храма были росписи, выполненные художником Емцовым.
Иконостас: Иконостас с иконами был сделан в мастерской екатеринбургского купца Александра Петровича Кожевникова.
Иконы: иконамы выполнены в мастерской екатеринбургского купца А.П. Кожевникова.
Почитаемый образ: икона святой и благоверной княгини Анны Кашинской с частицами мощей святой.
Приход: Первоначально к Успенскому собору был приписан Воскресенский храм, переданный в 1900 г. в военное ведомство. С 1902 года к сбору была приписана церковь во имя Павла Комельского Чудотворца на Шепелевском кладбище. Прихожан в 1900-м году было 3144 мужчины и 1775 женщин, инославных и иноверцев, проживающих на территории прихода, — 230 человек, раскольников — 4. В 1913-м году осталось 1063 прихожанина, это было связано с самостоятельностью с 1900 года Воскресенского собора и возведением новых храмов в ближайших форштадтах. На территории прихода проживало 318 человек других конфессий. За год в соборе было до 358 крещений, 25 браков и 413 погребений.
Священники: Первый настоятель собора — протоиерей Константин Логинович Недосеков. Замечательной личностью был ключарь собора Климент Филимонович Скальский — основатель и непременный советник Омского епархиального Братства, почетный член общества Хоругвеносцев, член Омского епархиального училищного совета. Отец Климент ярче всего проявил себя как исследователь и литератор: им были основаны Омские епархиальные ведомости, редактором которых он был в течение нескольких лет. К.С. Скальский является автором фундаментального труда «Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии» (1900 г.).
С 1895—1900 г. – Христофор Иоаннович Спасский (1868-?).
С 1911 г. благочинным и
настоятелем был протоиерей Александр Иоаннович Соловьев (1870—1937), имел камилавку, наперсный крест и орден св. Анны 3 степени; ключарь и протоиерей кафедрального собора Вадим Ястребов (1911 г.). Феодор Булатов, с 14 июня 1911 г. — протоиерей Михаил Александрович Бирюков (1864-?), окончил Тобольскую духовную семинарию, имел камилавку, наперсный крест и орден св. Анны 3 степени; Сергий Авессаломов, Епифаний Замараев. С 12 июня 1912 г. — ключарь и протоиерей Дмитрий Павлович Александров, 52 лет, окончил Тобольскую духовную семинарию, имел камилавку, наперсный крест и ордена св. Анны 3 и 2 степени.
Протодьякон: с 1 июня 1913 г. — Николай Петрович Вартминский (1883-?).
Дьякон: Александр Громов. С 15 июля 1909 г. – Алексей Иванович Васильевский (1887-?). С 1 октября 1911 г. – Кергесар Виктор Александрович (1877-?), окончил Рижское духовное училище. (оба 1914 г.) С 5 января 1914 г. – Павел Прушинский из Новгородской епархии. С 24 июня 1912 г. – Иоанн Георгиевич Симонов (1883-?).
Иподиакон: Никифоров Иван Иванович, впоследствии епископ Иннокентий (1899—1937) 27 марта — иподиакон кафедрального собора в г. Омске. С 23 октября 1901 до 8 октября 1903 г. — диакон. 1904—1906 — клирик кафедрального собора в г. Омске. 1918 — окончил КазДА со степенью кандидата богословия; определен законоучителем женской гимназии; назначен настоятелем Богородице-Братской Церкви в г. Омске. 1925, 21 ноября — пострижен в мантию. 1925. 23 ноября — возведен в сан архимандрита. 1925, 30 ноября — хиротонисан во епископа Семипалатинского, викария Омской епархии; хиротонию совершали архиепископ Омский и Павлодарский Виктор (Богоявленский), епископ Петропавловский и Акмолинский Иоанн (Троянский). 1928, 22 августа — епископ Семипалатинский и Усть-Каменогорский. 1936, 18 марта — епископ Орловский. 1937, 14 февраля — арестован УНКВД СССР по Курской обл. по обвинению в «участии в контрреволюционной фашистской организации церковников». Место заключения: тюрьма г. Орла. 1937, 4 декабря — осужден тройкой при УНКВД СССР по Курской обл. Приговорен к расстрелу. Расстрелян в тот же день в г. Курске.
Псаломщик: с 22 июля 1913 г. – Константин Леонтьевич Чепелев (1876-?). С 5 сентября 1913 г. — Иоанн Александрович Беляевский (1884-?).
Пономарь: с 18 марта 1914 г. – Григорий Шушмаренко.
Церковно-приходская школа при соборе, открытая в сентябре 1897 г., помещалась в здании (с октября 1899 г.), выстроенном на средства Воскресенского собора. Закон Божий в ней бесплатно преподавал священник кафедрального собора Н.И. Кощеев, а церковному пению бесплатно обучал иподьякон Павел Князев.
С начала 1910-х годов в саду у собора существовали детские площадки, на которых собиралось до 200 человек детей с которыми занимались педагоги.
В 1913 году городской управой была возведена каменная сторожка при Кафедральном соборе.
За лето 1915 г. Степным обществом садоводства был распланирован новый сквер у Кафедрального собора. Сквер имел свободную планировку в духе стиля модерн.
При соборе с 1897 г. существовало общество Хоругвеносцев, возглавляемое старостой собора Степаном Семеновичем Волковым, одним из старейших купцов. Общество Хоругвеносцев пожертвовало собору несколько богатых хоругвей и средства для устройства церковно-приходской школы при храме.
Наиболее значительные события: 8 сентября 1905 г. в город, по приглашению Д.С. Волковой прибыл протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. В тот же день он отслужил литургию в Успенском храме, благословил омичей и произнес проповедь.
25 августа 1910 года собор посетил Председатель Совета министров П.А. Столыпин. Он был встречен кафедральным протоиереем Александром Голосовым иконой Спасителя. Первым, кого посетил П.А. Столыпин, был епископ Омский и Семипалатинский Гавриил.
Широко в Омске отмечался 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года. 26 августа — в день Бородинского боя епископом Омским и Акмолинским Владимиром была совершена заупокойная литургия и панихида по императору Александру I, вождях и воинах, погибших в Отечественную войну в Успенском кафедральном соборе. Затем, епископом Владимиром и сослужащим ему омским духовенством на площади перед собором было совершено торжественное молебствие в присутствии представителей военной и гражданской администрации, войска и множества народа. По окончании молебна епископ окропил войска святой водой.
21 февраля 1913 г. во всех церквях Омска был отслужен молебен в честь 300-летия Дома Романовых, после которого были устроены крестные ходы в соборный храм. После богослужения состоялся церковный парад.
Собор может считаться памятником истории и потому что в нем служили замечательные иерар
хи Русской Православной Церкви. Так епископ Гавриил (Григорий Васильевич Голосов) являлся духовным писателем и проповедником. Его труды высоко ценились в русском обществе, о них хорошо отзывался Иоанн Кронштадтский. В 1909 г. епископ Гавриил был избран почетным членом Духовной Академии.
8 марта 1913 года состоялось назначение Епископа Тихвинского Андроника епископом Омским и Павлодарским. 5 апреля епископ Андроник прибыл в Омск, привнеся в жизнь епархии древние новгородские традиции. Новгородская паства отправила в молодую епархию копии чудотворных икон. 27 апреля Тихвинская кона Божией Матери, освященная у подлинной чудотворной иконы в Тихвине и присланная Тихвинским монастырем в благословение Омской епархии, была торжественно перенесена из Крестовой церкви в кафедральный собор. После крестного хода было совершено всенощное бдение. В воскресенье — 28 апреля Тихвинская икона Божией Матери в торжественном крестном ходе, возглавляемом самим архипастырем, при стечении множества богомольцев была перенесена в Братский храм, где была совершена Божественная литургия епископом Андроником. После литургии был отслужен архипастырский молебен Владычице. Братский храм не вмещал всех молящихся.
4 августа в Омске были торжественно встречены святые иконы Великомученицы Варвары и Преподобной Евфросинии Полоцкой, прибывшие из Новгорода. Эти иконы, освященные на мощах Святых и заключающие в себе их частицы, были сооружены по предложению епископа Андроника православными Новгорода и являлись даром омичам. Из привокзальной церкви во имя Святой Троицы иконы был перенесены крестным ходом, навстречу которому вышел крестный ход во главе с Владыкой Андроником при многочисленном духовенстве и общенародном пении. На Атаманской улице крестные ходы встретились, народное море слилось и ход стал многотысячной массой православного народа. Звонили колокола, возносились молитвенные гимны, люди радовались и испытывали религиозное волнение. С благословения Владыки Андроника, икона Преподобной Евфросинии была перенесена через сектантские поселки в Богородице-Михаило-Архангельский монастырь на реке Иртыш. А икона Великомученицы Варвары таким же крестным ходом перенесена по Тюкалинскому и Омскому уездам, через город Петропавловск в Николаевскую женскую пустынь около станции Петухово (15, 20 сентября).
В воскресенье, 20 октября омичи встречали присланную новгородцами святыню — икону Знамения Божией Матери. Из всех храмов Омска прибыли в Крестовую церковь крестные ходы. Крестный ход, во главе с Владыкой, направился навстречу святыне. Крестный ход с иконой, и, возглавляемый Владыкой, сошлись у Войсковой Никольской церкви. Икона была установлена в Крестовой церкви. Владыка пригласил участников хода «встретить грядущую святыню, яко необоримую стену, и умолять Пречистую Владычицу Богородицу, являющуюся нам в лике Своем, быть необоримою стеною и нашему граду» и призвал построить храм для иконы.
Непродолжительный, но плодотворный период служения Андроника на Омской земле закончился 30 июля 1914 года назначением его Епископом Пермским и Кунгурским. 12 апреля 1918 года он был возведен в сан архиепископа. А 3 июня 1918 последовал арест. По свидетельству участника расправы, в ночь с 6 на 7 июня архиепископ был живым закопан в землю.
Канонизация Московской Патриархией в ноябре 1998 года архиепископа Сильвестра (Ольшевского), как новомученика Российского, произведенная в Омске, заставляет нас внимательнее отнестись к его деятельности на Омской земле.
4 июня 1915 года епископ Челябинский Сильвестр был назначен епископом Омским и Павлодарским. 8 августа Преосвященный Сильвестр прибыл в Омск. Здесь он открыл законоучительное Братство и предпринял издание Сибирского Патерика. Огромную заботу Владыка проявлял о просвещении. По инициативе епископа Сильвестра Государем Императором был издан Указ о бесплатном обучении в духовно-учебных заведениях и церковных школах детей и сирот Георгиевских кавалеров. Вскоре был издан императорский указ об учреждении стипендии имени Преосвященного Сильвестра (1917 г.). В начале ноября 1915 года Владыка призвал духовенство пожертвовать золотые вещи, в том числе обручальные кольца, на нужды армии.
В Омске празднование открытия мощей святителя Иоанна Тобольского началось всенощным бдением с чтением его краткого жития во всех церквях 9 июня 1916 г. Затем, на площади у кафедрального собора было отслужено архиерейским чином всенощное бдение. 10 июня после литургии во всех храмах города, крестные ходы с

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.